Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога
(Н.Р. Локалова (Россия))
Поддавшись сложившемуся в педагогической
среде отношению учителей-предметников к урокам физкультуры как к чему-то
необязательному, ученики часто пренебрегают ими. Да и родители, порой не
имея на то достаточно серьезных оснований, стараются освободить своего
ребенка от уроков физкультуры.
Однако настало время переосмыслить роль
этих уроков не только в физическом, но и умственном развитии учащихся.
Традиционно считается, что цель
физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в
укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и
медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, мы
хотели бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки
зрения.
Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о
назначении уроков
физического воспитания.
С этой точки зрения оказывается,
что развитие физических качеств - это внешний результат
физического воспитания. Однако существует еще и не менее важный внутренний
- психологический результат, существование которого в практике физического
воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая
деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случае отсутствует.
Общепринятое представление о том, что физическая
культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств
учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и достижение
оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет само содержание этого
понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых
невозможна подлинная культура физического воспитания.
К ним относятся: воспитание
эстетического отношения к занятиям физической культурой, значение и
соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое
состояние, владение приемами и методами восстановления сил, потребность в
укреплении своего здоровья, а потому наличие интереса и стремления к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Остановимся на двух психологических аспектах
физического воспитания; первый отражает активизирующее влияние занятий
физической культурой на протекание различных психических процессов человека,
второй связан с формирование психологических основ двигательного развития, в
частности с развитием психомоторики учащихся: в этом аспекте физическое
воспитание направлено на подготовку двигательной сферы учащихся к овладению
любыми новыми двигательными навыками в будущей трудовой деятельности.
Рассмотрим подробнее первый психологический
аспект физического воспитания. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная
активность в создании благоприятных условий для осуществления психической
деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных
эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор
стимуляции интеллектуальной
деятельности.
В результате занятий физическими упражнениями
улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы,
обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о
том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем
памяти,
повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных
задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
Надо отметить, что, несмотря на свое большое самостоятельное
значение, активизация психических процессов не входит в число задач, которые
выдвигаются различными теориями физического воспитания. А ведь она особенно
важна для уроков
физкультуры в школе, где часто у учащихся наблюдается умственное
переутомление.
Поэтому активизация психических процессов и
подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на последующих
уроках является, безусловно, первоочередной задачей.
Следует отметить, что во всех проведенных
исследованиях показатели психических процессов изучались до и после выполнения
физических упражнений. Наш подход несколько иной: он состоял в сравнительном
изучении особенностей протекания
психических процессов после физической нагрузки и после умственной. С
этой целью мы исследовали продуктивность выполнения простейшей
мыслительной деятельности (по показателям выполнения корректурной пробы) у
третьеклассников
после уроков физкультуры и математики. Оказалось, что после обоих уроков число правильно
просмотренных знаков увеличилось приблизительно в равной степени. Вместе с
тем было выделено специфическое влияние урока физкультуры на протекание
мыслительных процессов. Так, при одинаковом исходном уровне до уроков
после урока физкультуры мыслительная деятельность школьников протекала активнее,
чем после урока математики:
возросла точность выполнения задания,
количество просмотренных знаков увеличилось на 21%, скорость мыслительной
деятельности возросла на 6%, в то время как после
урока математики она снизилась на 3%.
Таким образом, наши результаты относятся к
числу полученных разными исследователями данных, свидетельствующих о том, что
под влиянием физических упражнений происходит активизация психических
процессов, которая положительно сказывается на осуществлении умственной
деятельности в целом.
В связи с этим представляют интерес и
результаты изучения особенностей протекания психических процессов у учащихся
III классов, освобожденных от занятий физкультурой, а именно у тех, кто:
1) не присутствовал на занятиях в спортивном
зале, а находился в классе;
2) присутствовал в спортивном зале и наблюдал
за своими одноклассниками.
Показатели мыслительной деятельности у второй группы оказались лишь на 2,5%
хуже
соответствующих показателей у занимавшихся физкультурой школьников, а у
первой
группы - на 19,4% хуже.
Таким образом, даже только присутствие на
уроке физкультуры и наблюдение за
занимающимися одноклассниками активизируют психическую деятельность
учащихся.
Аналогичное влияние на процессы внимания найдено у освобожденных от
физкультуры
учеников VIII-XI классов [10].
Такова общая закономерность влияния занятий
физическими упражнениями на активизацию умственной деятельности учащихся.
Однако имеется ряд данных, свидетельствующих о том, что достижение
такого положительного влияния требует
дифференцированного использования физических упражнений, различающихся по
виду
и длительности выполнения, а также учета индивидуально-типологических
особенностей и степени физической подготовленности учащихся. Так,
экспериментально установлено, что длительность осложненного бега (со скачками)
прямо связана с объемом кратковременной памяти: чем длительнее бег (в пределах
1,5 мин), тем больше объем памяти.
При выполнении прыжков через скамейку наблюдается
обратное: прыжки в течение 15-45 с. оказывают сильное отрицательное влияние на
процессы кратковременного запоминания. Кроме того, один и тот же вид
упражнений, выполняемых в течение разных периодов времени, может оказать разное
влияние на процессы памяти.
Например, упражнения по перетягиванию каната в
течение 30 с. положительно сказываются на увеличении объема кратковременной
памяти, однако через 45 с. после начала этого упражнения показатели памяти
ухудшаются и становятся ниже исходных. В отношении процессов внимания
отмечается, что их показатели заметно снижаются в результате выполнения прыжков
или простого бега перед самым началом занятий по другим предметам. Упражнение
же по перетягиванию или подтягиванию, выполняемое в течение не более чем 30 с.,
или непродолжительные вольные упражнения (в течение
1,5 мин) могут способствовать активизации внимания.
Конкретные результаты получены и при изучении
динамики процессов внимания под воздействием уроков физкультуры различного
характера и интенсивности [10]. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние
на активизацию процессов внимания оказали уроки физкультуры со средним объемом
двигательной активности (подвижные игры, парные упражнения), самое
неблагоприятное - интенсивные (бег в полную силу на 500 и 100 м).
Промежуточное положение заняли уроки с низкой
интенсивностью и эмоциональностью упражнений (выполнение строевых упражнений,
разучивание .элементов техники прыжка в высоту, бросание мяча, занятия на
гимнастических снарядах). В течение таких уроков учащиеся некоторое время
находились без действия, ожидая своей очереди. Аналогичные данные,
свидетельствующие о дифференцированном воздействии физической нагрузки на
умственную работоспособностью внимание, оперативное мышление, объем
переработанной информации, получены на студентах и спортсменах.
Таким образом, задача активизации психических
процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического
воспитания, в частности с помощью физических упражнений, с нашей точки зрения,
является одной из психологических задач школьных уроков физкультуры.